Памяти Нагашбая Шайкенова

Памяти Нагашбая Амангалеевича Шайкенова

22 года тому назад - 25 марта 2000 года не стало Нагашбая Шайкенова.

Уже 20-ть!!!

У нас с ним в разные годы были разные отношения: от соратнических - почти дружеских до непримиримо-оппонентских.

Несколько лет даже не разговаривали и не подавали друг другу руки при встречах. Из принципа…

Потом судьба предоставила возможность честно и откровенно обо всём поговорить. Глаза в глаза. Именно после этого было сделано шутливое фото «с головой быка».

Мы решили, что больше никакие «быки» не помешают нашим будущим добрым отношениям.

Жаль, что после этого ему осталось жить всего лишь 2 года….


ОН БЫЛ...? !

Он был хорошим человеком. Трудным, даже-тяжелым, но- хорошим. Наивным человеком с «запахом ребенка».

Безо всяких преувеличений - выдающимся общественным деятелем современного Казахстана, посмевшим и сумевшим в течение ряда лет потрясать наше закостеневшее общество.

Он был великолепным Юристом, сжигавшим себя во имя святой для него идеи Права.

Не сомневаюсь в том, что он был замечательным мужем и отцом.

Он не умел не ссориться и не наживать врагов, тем не менее мог понимать, прощать и, одновременно, признавать собственные ошибки.

Очень трудно говорить про Нагашбая Шайкенова: «он был…».

27 марта 2000 года, Виталий Воронов


Ниже я публикую некоторые из мыслей Нагашбая Шайкенова о праве и правосудии, актуальность которых не утратила своей остроты и в наши дни:

«…мы - по примеру опыта объединения Восточной и Западной Германии - проводим сейчас всеобщую переэкзаменовку судей. Реформирование судебной системы невозможно без принципов публичности и прозрачности деятельности суда. В настоящее время приступаем к созданию единой компьютерной системы банка судебных решений и приговоров - пусть все имеют возможность ознакомиться с работой судьи».

(Новый суд – условие свободной экономии и демократии... Интервью. - Газ. “Казахстанская правда” (рубрика "Наша гостиная"). - 06.04.1996).


«Подлинно надежным общественным контролем за судебной деятельностью являются открытость судебного заседания и доступность любому читателю судебных решений и приговоров. Именно это я имею в виду, когда предлагаю создать республиканский банк судебных решений и приговоров, открытый для всех».

(Открытое письмо заместителя премьер-министра РК Н.А. Шайкенова гл. редактору газеты «Казахстанская права» Г.Г. Дильдяеву 10.05.1996).


«Независимая судебная система в Казахстане будет лет через 30, и то под влиянием мировой системы, так как независимый суд пока не нужен ни правительству, ни президентам, ни бизнесменам в период первоначального накопления капитала…»

(Хочу осмыслить постсоветские закономерности. Интервью. - Газ. "Панорама Шымкента”. - 07.11.1997)


«….я считаю, судебная реформа захлебнулась, но она и не могла не захлебнуться при имеющемся раскладе руководящих сил в системе правоохранительных и судебных органов. Мы провели эту пресловутую "аттестацию”. ...Но две тысячи судей никаких экзаменов не сдавали. А так называемая “аттестация” привела к тому, что честных - выкинули, а тех, кто сумел всучить взятки – оставили».

(Имя. Авторская программа журналиста Д. Клебановой. - Компания “Рахат-TV”. - 02.1998)


«До сих пор не создан банк судебных решений, доступный любому гражданину. Но этому тоже придет время... Появится налоговый суд, потому что с налоговыми службами, по существу, спорить невозможно. Появится, может быть, через лет шесть-семь, административный суд. Знаете, что это такое? Административный суд разбирает споры между гражданами и государством. Думаю, что такой суд будет создан - попозже, конечно...».

(Рандеву. Авторская программа журналиста Владимира Бирюкова. - Телекомпания РИКА (гор. Актобе). - 06.1998


«Что нужно сделать, чтобы суды заработали? Во-первых, поднять профессионализм судей; во-вторых, они должны обладать безупречной репутацией. Судья должен смотреть не в рот власти, а в кодекс. Такой суд, конечно, может раздражать власть. За что, скажем, Клинтону любить Верховный суд США? Однако он терпит и вынужден терпеть. Не будь сейчас в США правосудия - тотчас рухнет экономика!».

(Без права нет экономики, есть лишь народное хозяйство. Интервью. - Газ. “Казахстанская правда''. - 23.02.1999).


«Для чего проводятся реформы? Для того, чтоб изменить жизнь в лучшую сторону. Мы же наблюдаем обратное. Работают ли сегодня суды и правоохранительные органы качественней, чем в начале суверенитета или даже в годы советской власти? Нет. Ни полиция, которая раньше называлась "милицией”, ни суд и прокуратура не могут похвастаться серьезными достижениями. Уровень законности опустился до предельно опасной отметки. А значит, вместо реформ происходит разрушение общества».

(Экономика должна быть правовой. Из диалога Н.А. Шайкенова и журналиста Ю. Киринициянова. - Газ. “Известия". - 25.06.1999)


«Судья должен быть опытным и авторитетным человеком. Что, таких нет в Казахстане? Проведите сперва чистку среди тех, кто подбирает кандидатуры судей, а уже потом начинайте ‘'чистить" судейский корпус!».

(Система отторгает честных. - Газ. "Караван”. - 03.07.1999)


«Судебная система осталась прежней, советской. Верховный суд не реорганизован, а просто сокращен - что не одно и то же. Конституционный совет в нынешнем виде со своими задачами также не справляется, отсюда много несоответствий законов Конституции. Но самое главное - это, конечно, кадры. Они по-прежнему топят многое. Какую структуру ни создай, если ее не заполнить квалифицированными работниками - все будет напрасно. И это - громадная проблема. С податливыми работать проще, но для реформирования нужны люди с гражданской позицией, а не молчалины. Вот, например, ставшая притчей во языцех аттестация судей. Квалификационные экзамены всех работающих судей должны были проводиться согласно Конституции. Первоначально планировались экзамены, но мои оппоненты убедили руководство поменять их на аттестацию. В чьих интересах - излишне говорить. Что получилось? Честных судей убрали, а коррумпированных оставили. Теперь боремся с коррупцией в судах...».

(Я никуда не уходил из политики. Интервью. - Газ. “Московский комсомолец в Казахстане". - 01.-08.04.1999)


 «И еще: в ходе преобразования оказались невостребованными и экономически не затратные, но очень принципиальные позиции. Например, состязательность судебного процесса. Пока это важнейшее положение остается на уровне благих пожеланий и намерений. Не сделано главного: не изменен статус адвокатуры. Чтобы состязательность процесса стала непреложным фактом, надо решить кардинальный вопрос - уравнять процессуально защиту и обвинение…

Верховный суд нуждается в коренном реформировали и кадровом обновлении исходя из того, что он должен влиять на судопроизводство в первую очередь авторитетом знаний и высокоморальной репутацией своих членов. Его задача - качественным толкованием законов и юридических казусов ставить единую судебную практику. И поле деятельности для него в этой сфере огромно. При нашем бурном законотворчестве грамотное разъяснение каждого закона, нормативного акта, которое становилось бы основным ориентиром в деятельности прокуроров, работников МВД, КНБ, всей судебной системы, возрастает многократно. Прискорбна и с правовой точки зрения нелепа до анекдотичности ситуация, когда высшие должностные лица апеллируют к главе государства, оспаривая судебные решения. Но это факт нашей жизни, который свидетельствует о низком авторитете судов…

Вот почему в заключение хочу сказать: если не поднимем экономику страны, у Казахстана не будет будущего. Но экономику можно поднять, только утвердив жесткое исполнение государственным аппаратом, всеми гражданами и юридическими лицами законов. Посягательство на свои законные интересы и права всегда заметит сам пострадавший, и именно он более всех заинтересован в защите своей жизни, здоровья, собственности, достоинства и т.д. Именно он, а не КНБ, МВД или Минобороны! И он защитит себя, если в стране будет неподкупный и грамотный суд. Это означает, что без возвышения права и суда в Казахстане никогда не будет эффективной экономики».

(Без возвышения права и суда не будет эффективной экономика. Интервью”. - "Юридическая газета". - 22.09.1999)


«Политический лидер и государственный деятель, решившийся на принятие новой Конституции, на ее разработку, “заказчик” Конституции, то есть тот, кто задал новую идеологию Конституции, - это Президент Назарбаев. Он прекрасно знает конституции Франции, Германии, вообще опыт конституционного строительства западных стран, он над этим плотно работал. Я думаю, очень важно сказать, кто автор новой Конституции. Это Конституция Назарбаева. Точно так же, как Конституция Французской Республики - это Конституция Де Голля. Конечно, я тоже принимал участие, помогал ему, как член рабочей группы по подготовке ее проекта, как консультант, как юрист, наконец.»

(Рандеву.Авторская телепрограмма журналиста В. Бирюкова Телекомпания РИКА (гор. Актюбинск). - 07.1995)

НАКОРОТКЕ С ВЛАСТЯМИ Интервью. - Газ. "Эврика” (г. Актюбинск). - 14.07.1995


Н.Ш.: Я думаю, идея регионального, а точнее сказать, местного самоуправления со временем восторжествует. Но нужно иметь историческое и политическое терпение - потому что пока для этого нет материальной базы

ЦЕНТР ВНИМАНИЯ Авторская телепрограмма журналиста Арманжана Байтасова. - ТРК “31 канал". - 03.02.1999


Пусть меня многие заподозрят в том, что я не демократ... Но если в неразвитом обществе или государстве будут присутствовать все институты демократии, а исполнительная власть останется дряблой, если законное решение не будет исполняться (а это налицо, очень многие законы, указы не исполняются, это же не секрет, тут много фактов, в том числе и в судебной системе), тогда выборность акимов - опасна. Если взять страны Европы и Азии, то там, где существует выборность местных органов (причем мы никогда не сможем заподозрить, что какой-то из местных регионов тот или иной закон или решение правительства не исполняет) - закон действует в этом государстве. Это ведь так? И это чрезвычайно важно. Можно пойти на выборность акимов, если мы будем уверены, что законы будут исполняться, что суд не исказит истину при вынесении решения или приговора. Это связано с возможностью проведения единой политической воли при реформировании общества. То есть этот вопрос, действительно, сложный.

Я НИКОГДА НЕ УХОДИЛ из политики Интервью. - Газ. “Московский комсомолец в Казахстане". - 01.-08.04.1999


Недавно известный наш юрист В. Воронов сказал мне как-то с сожалением: вот, мол, ты в свое время даже зарегистрировал компартию. Так я и казачье движение зарегистрировал! Почему-то “плохой характер" позволял мне терпеть инакомыслие, а теперь самое безобидное НПО - проблема зарегистрировать. Думаю, характер мой ни при чем. Просто у меня есть гражданская позиция. И когда я недавно критиковал ход правовой реформы - это была не политическая игра, а моя гражданская позиция

Судебная система осталась прежней, советской. Верховный суд не реорганизован, а просто сокращен - что не одно и то же. Конституционный совет в нынешнем виде со своими задачами также не справляется, отсюда много несоответствий законов Конституции. Но самое главное - это, конечно, кадры. Они по-прежнему топят многое. Какую структуру ни создай, если ее не заполнить квалифицированными работниками - все будет напрасно. И это - громадная проблема. С податливыми работать проще, но для реформирования нужны люди с гражданской позицией, а не молчалины*. Вот, например, ставшая притчей во языцех аттестация судей. Квалификационные экзамены всех работающих судей должны были проводиться согласно Конституции. Первоначально планировались экзамены, но мои оппоненты убедили руководство поменять их на аттестацию. В чьих интересах - излишне говорить. Что получилось? Честных судей убрали, а коррумпированных оставили. Теперь боремся с коррупцией в судах...

«Смерть неизбежна, но нельзя капитулировать перед болезнями. Для себя я решил проблему личностного выбора. Как гражданин и юрист я обязан и буду ловить за руку того, кто норовит присвоить то, что ему не положено по закону. Но как ученый отдаю себе отчет в том, что имущественное расслоение общества не только неизбежно - это исторически прогрессивное явление. Весь вопрос в критической массе. Если не бороться с коррупцией и казнокрадством - “банановой республики” не избежать. Если же будет превалировать голимая нищета над кучкой жирующих управителей - неизбежны революции. Чтобы этого не случилось, и существуют политическая система, третий сектор, свободная пресса, система парламентаризма, независимый суд, которые и должны работать как механизмы самоорганизации общества. Не случайно сказано: собственность обязывает. Это словосочетание открывает прямой выход на социальную политику, на дифференцированные налоги, когда богатые вынуждены делиться своей прибылью с бедными. Благодаря лишь двум словам - собственность обязывает, записанным некогда в конституции Германии, легко проследить взлет европейской экономической мысли. Политик должен быть терпеливым. Человек, мыслящий философскими категориями, терпеливым вдвойне».

(Новый суд – условие свободной экономии и демократии... Интервью. - Газ. “Казахстанская правда” (рубрика "Наша гостиная"). - 06.04.1996).

Оказание юридических услуг в Алматы